16 ноября 2018 г.
Оборудование для технического обслуживания и ремонта подвижного состава железнодорожного транспорта.
Издание и обеспечение нормативно-технической, справочной и учебной литературой

Статья о нашем предприятии в транспортной газете "Гудок"

От идеи до внедрения

Самые разнообразные продукцию и услуги поставляет для нужд отрасли железнодорожное научно-производственное предприятие ИРТРАНС

Поставка новых грузовых вагонов на железные дороги России с 52 тысяч в 1990 году уменьшилась до 1 тысячи в прошлом. Правда, спад производства и промышленности и сокращение объемов перевозок на какое-то время создали видимость благополучия с подвижным составом. Но наступивший экономический подъем показал, что старение вагонного парка идет гораздо быстрее, чем обновление. В этих условиях особую значимость приобретает проблема продления срока службы наиболее важных узлов и деталей дефицитного подвижного состава.
Да и одобренная правительством стратегия развития железнодорожного транспорта на основе структурной реформы предусматривает, в частности, активизацию работы по замене морально устаревших основных фондов, имеющих износ от 55 до 62 процентов, на современные технические средства и ресурсосберегающие технологии. Это позволит повысить устойчивость функционирования транспорта, качество и конкурентоспособность предоставляемых им услуг, обеспечит дальнейшую интеграцию Российских железных дорог в международную транспортную систему.
Значительный вклад в решение этих проблем вносит научно-производственное предприятие ИРТРАНС. Здесь собрались специалисты-железнодорожники, хорошо знающие проблемы вагонного хозяйства и стремящиеся путем различных новаций или усовершенствований продлить срок службы или предложить взамен устаревших более прочные и работоспособные узлы и детали. Причем они сами разрабатывают техническую документацию, проверяют работоспособность новинки, изготавливают и внедряют новую продукцию.
За десять лет существования ИРТРАНСа его специалисты активно учавствовали в решении ряда важных общеотраслевых задач.
Все начиналось с поставок стандартной продукции, но постепенно росли квалификация и уверенность, поэтому с 1994 года ИРТРАНС активно включился в памятную всем железнодорожникам программу оснащения вагонных депо комплексными участками для наплавки гребней колесных пар. Тогда же началось многолетнее плодотворное сотрудничество ИРТРАНСа с вагонным депо Бологое Октябрьской дороги. Двадцать пять участков для наплавки гребней, созданных совместно ИРТРАНСом и депо Бологое, до сих пор работают на дорогах России, Белоруссии, Казахстана, Украины. Вклад ИРТРАНСа в создание участков - это новые индукционные устройства для нагрева обода колеса перед наплавкой, позволившие сократить время подогрева с полутора часов до 20 - 30 минут, модернизация сварочного оборудования, что стабилизировало процесс наплавки, специальные малогабаритные камеры с электрообогревом для регулируемого замедленного охлаждения гребня после наплавки.
И в дальнейшем общеотраслевые задачи всегда становились приоритетными для работников ИРТРАНСа.
Начиная с 1998 года коллектив неизменно участвует в выполнении программы ресурсосбережения, в рамках которой МПС рекомендовало своим ремонтным предприятиям использовать высококачественный режущий инструмент для обточки колесных пар, поставляемый ИРТРАНСом. Для этого инструмента был создан новый сплав (защищенный патентом России, награжденный медалью и дипломом ВВЦ), разработана система строгого контроля за соблюдением технологии изготовления, включая обязательные производственные испытания каждой промышленной партии. Следующим шагом стало широкое внедрение твердосплавных пластин со специальным износостойким покрытием, что позволило вдвое снизить их расход. Высокое качество подтверждено многочисленными производственными испытаниями и имеющимся уже опытом промышленного использования на Московской, Октябрьской, Южно-Уральской, Куйбышевской, Приволжской и других дорогах. Существенным отличием этого инструмента от зарубежных аналогов является только в 2 - 2,5 раза более низкая цена. Еще в 1993 году специалисты Восточно-Сибирской дороги во главе с начальником службы вагонного хозяйства Иваном Козубенко разработали простую и эффективную технологию восстановительного ремонта изношенных клиньев тягового хомута автосцепного устройства. Казалось бы, технология, включающая горячую перековку изношенного клина в штампе и последующую термообработку, должна была давно триумфально шагать по железным дорогам страны. Однако до прошлого года она была внедрена только в одном депо на Восточно-Сибирской магистрали. Все упиралось в необходимость разработки и изготовления штампов со сложным профилем формующей поверхности, создания специализированных печей для закалки и отпуска клиньев после перековки.
В 1999 году к решению проблемы подключился ИРТРАНС, и спустя год проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы привели к созданию новых типов штампов и разработке систем управления процессами термообработки. С учетом этого программой ресурсосбережения прошлого года ИРТРАНСу была поручена поставка оборудования для создания 16 участков восстановительного ремонта клиньев тягового хомута.
В кратчайшие сроки было организовано производство новых высокоточных и износостойких штампов, подобраны профили поверхности пуансона и матрицы, позволяющие ремонтировать клинья с гораздо большим износом, чем раньше, созданы автоматизированные закалочно-отпускные комплексы электропечей с компьютерными системами управления. В результате задание МПС было перевыполнено - на дороги поставлено 18 комплектов оборудования, и теперь на каждой из них будет минимум одно депо с участком восстановительного ремонта клиньев тягового хомута. Учитывая высокую производительность участка и низкую стоимость восстановленных клиньев (20 - 30 процентов от стоимости новых), это позволит значительно снизить потребность в них.
В рамках программы ресурсосбережения на нынешний год ИРТРАНСу поручено поставить такое же оборудование еще для 12 участков.
ИРТРАНС объединяет опыт специалистов, прошедших в свое время школы МПС, ВНИИЖТа, МИИТа, ряда оборонных машиностроительных объединений. Именно по этому удается успешно решать довольно разноплановые задачи.
Железнодорожники знают, в каком виде в депо попадают вагонные буксы. Не то что починить - даже осмотреть невозможно, так как они покрыты толстым слоем промасленной грязи. Шаг за шагом конструкторы ИРТРАНСа создавали комплекс оборудования для демонтажа, разборки и мойки букс. В него входит механизированная эстакада с подъемно-поворотными устройствами, на которой колесная пара автоматически передается с одной рабочей позиции на другую, стенд демонтажа с электромеханическими гайковертами, позволяющими механизировать отворачивание всех крепежных деталей буксы, буксосъемник, снимающий буксу с оси колесной пары и помещающий ее на устройство для выпрессовки подшипников, с которого корпус буксы и подшипники автоматически передаются на моечные машины. В конечном итоге все эти операции сумели выстроить в необходимую технологическую последовательность на специальном участке, объединенном единой системой автоматики. Причем он может быть приспособлен к конкретным условиям депо.
В результате разборка и мойка буксовых узлов теперь полностью механизированы.
Как говорят сами разработчики этого уникального оборудования, "...мы уже вплотную приблизились к тому, чтобы монтировать поточные линии для ремонта колесных пар". А о том, насколько это актуальная задача в условиях дефицита нового подвижного состава, говорить не приходится.
Для безопасной эксплуатации подвижного состава необходимо своевременно выявлять возникающие дефекты, надо точно знать, каков износ его ходовых частей. С этой целью на предприятия вагонного и локомотивного хозяйства ИРТРАНС поставил за последние два года около 1000 приборов и установок неразрушающего контроля, а так же запчасти и комплектующие узлы к ним. Железнодорожники всегда могут приобрести здесь любой необходимый измерительный инструмент, шаблоны и калибры.
Так что продукцию ИРТРАНСа (кстати, в названии заложен смысл - "изобретательство и рационализаторство на транспорте") хорошо знают и в России, и в странах СНГ. Главное, что здесь оперативно реагируют на возникающие в отрасли проблемы и быстро находят пути их решения.
Николай Давыдов

Символом * обозначены поля, обязательные для заполнения